Три источника и три основных части цвета
- Просмотры: 1235
- Категория: Разное
- Создано: 6 августа 2014
- Тэги:
В прошлый раз я начал разговор о цвете вообще и о цвете в фотографии в частности. Сегодня продолжу. Итак, сэр Исаак Ньютон обнаружил, что если белый свет пропустить через призму, то из-за дисперсии света он разлагается на лучи всех цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Обращаю внимание на линейность этой структуры. Далее, если смешивать, скажем, красный и зеленый лучи, на выходе получим желтый луч. Здесь все хорошо. Теперь Ньютон попробовал свести вместе два крайних цвета (ну или почти крайних): красный и синий. На выходе получается пурпурный. То есть цвета, которые мы воспринимаем глазом, укладываются на круг. Нет начального или конечного цвета. В этом видно одно из главных отличий нашего восприятия цвета по сравнению с его физической реализацией. Причина понятна: так устроен наш глаз (все те же пресловутые колбочки). Еще больше вопросов вызывают разные оттенки цветов. Скажем красный цвет. Таковым мы называем и алый, и вишневый, и бордовый, и розовый. Понятно, что смешением основных цветов этого не добиться. А как тогда они возникают? Оказывается, что здесь вступают на сцену белый, черный и серый цвета. Ну или другими словами, оттенки серого. Смешивая их с красным, мы получим указанные цвета.
Немного отступления. По умолчанию, цветовой моделью фотошопа является RGB. Это выглядит так. Изображение представляет собой мозаику из пикселей. Каждый пиксел окрашен в определенный цвет. Какой этот цвет определяют три цифры, ответственные за красный, зеленый и синий. Степень участия цвета в каждом пикселе указывается цифирью от 0 до 255 (всего 256 чисел - столько комбинаций можно закодировать с помощью 1 байта). Пока что для меня осталось загадкой смысл этих цифр, за исключением 0 и 255. 0 - этого цвета совсем нет, 255 - это тот цвет, который выделяется из белого с помощью призмы (т.н. чистый цвет).
В печати применяется другая модель - CMYK. Здесь смешиваются 4 цвета - бирюзовый (cyan), пурпурный (magenta) и желтый (yellow) + черный (blacK). Почему это так - не буду говорить. Пока. Важнее здесь следующее. Почему мы красный предмет видим красным? А потому, что при падении на него белого света, этот предмет поглощает почти весь свет, за исключение его красной компоненты, которую и отражает, а мы потом видим. В печати, и вообще в окрашивании чего-либо происходят другие процессы, чем при смешивании лучей.
Что из этого пока следует и на что надо обратить внимание? Для характеристики определенного цвета используются 3 параметра (черный в CMYK стоит немного особняком, его можно получить смешивая три остальные краски, но это будет дороже). Значит, если мы захотим использовать другую модель для построения цвета, нам все равно понадобятся три параметра. Вот к чему я клоню. Переходим к этой модели.
Эта модель использует следующие характеристики: Hue, Lightness (Luminance), Saturation. Специально привел их по-английски, потому что в русской литературе настоящая беда с этими терминами. Скажем, Hue. Некоторые называют его "тоном", но другие под "тоном" имеют в виду Saturation, а Hue называют "цветовым тоном" и т.д. Нужно быть очень внимательным при чтении работ художников и искусствоведов и обязательно выяснить, что они имеют в виде под каждым термином. В дальнейшем я Hue буду называть "оттенком" или просто "тоном" (да простят меня великие искусствоведы), Lightness будем называть "светлостью" (не путать с яркостью!), а Saturation - "насыщением". Итак, что это такое? Внятного определения нигде не найти, потому что все эти параметры основаны на чувственном восприятии. Но если их прочувствовать, а еще лучше погонять ползуны в фотошопе туда-сюда, то все станет на свои места.
Проще, наверно, определить понятие "оттенок" или "тон". Это, если грубо, и есть цвет в нашем примитивном понимании (красный, желтый, зеленый оттенки и т.д.). Если более точнее - это чистый цвет. Для физиков-технарей скажу еще так: это монохроматический свет, тот, который можно выделить из спектра белого. Только надо понимать, что в отличие от физического цвета, который начинается на красном, и заканчивается на фиолетовом, Hue закольцовывается: после фиолетового он переходит в magenta (как это по-русски? пурпурный?), а потом в красный. Обратите на это внимание на соответствующей палитре фотошопа.
Теперь поговорим о Lightness или "светлости". Каждый цвет при попадании на фотопленку или матрицу отдает ей определенное количество энергии. Чем она выше - тем светлее пиксел. Увидеть этот параметр довольно просто. Если перевести цветное изображение в ч/б (переводить надо без всяких плагинов, фильтров, только с помощью регуляции насыщения), то мы получим ни что иное, как "светлость" наших цветов. Ну или так. Светлость показывает, сколько белого, черного или серого находится в соответствующем пикселе. Если вывести ползунок насыщения на минимум, то мы увидим наш цвет определенным серым пикселом. Это и есть его характеристика "светлость". За восприятие светлости в нашем глазу отвечают палочки.
Ну и, наконец, "насыщение". Эта характеристика показывает насколько цвет отличается от серого. Иными словами, насколько близко или далеко стоит он соответствующего участка на такой же ч/б фотографии. Есть одно интересное 3D представление цвета. Оно состоит из цветового круга (Hue), через середину которого проходит полоса градации серого (Lightness), а определенный цвет находится на мостике, соединяющем конкретный оттенок с точкой на линии градации серого.
На сегодня пока все! До новых встреч в эфире!